Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Сайт игумена Валериана (Головченко)
o-val.ru: Игумен Валериан
Начало сайта / Проповеди
Начало сайта / Проповеди

Записки на полях души

Статьи

Проповеди

Слова

Разное

Фантастика

Доброе

Семинария

Поблагодари Господа, и благо тебе будет

17 декабря 2006 года

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Два в общем-то сходных по сюжету евангельских отрывка, которые вы слышали сегодня, научают нас очень многому. Научают нас определённому дерзновению. Человек может всю жизнь потратить на решение своих проблем. Неважно, какая это проблема: со здоровьем, материальная или проблема личного характера – человек пытается решить её своими силами, полагаясь на людей, на специалистов, полагаясь на начальствующих, правителей... хотя каждую литургию слышим мы церковное песнопение: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою, в той день погибнут вся помышления его». Но так уж повелось в нашем народе, что каждый раз, как маленькие доверчивые дети, мы ждём, что придёт какой-то новый правитель, добрый дядя хлопнет в ладоши и жизнь наша станет просто мармелад. Только одни приходят, другие уходят, третьи просто пересаживаются с кресла на кресло, а жизнь как была, так и остаётся.

Нужно всего-то, что требуется от нас, – это немного веры в Бога. Веры не в то, что Он где-то там, высоко на небе существует (я думаю, в этом каждый из нас имел неоднократную возможность убедиться), а немножечко доверия к Нему. Стоит лишь доверить Ему своё сердце, сказать: «Господи, Сам управляй мной; Сам, как хочешь, устрой мою жизнь. Я хочу, чтобы Ты исцелил меня. Я целиком доверяю Тебе свои проблемы». Подобно тому, как та кровоточивая в толпе протиснулась, нашла в себе силы, несмотря на свой недуг. Она понимала, что по иудейскому закону ей вообще нельзя было находиться среди толпы, ибо она постоянно пребывала в нечистоте по своей болезни. И уж где там – прикасаться к Великому Учителю. Но она дерзнула. И, прикоснувшись лишь к краю ризы Бога, получила исцеление. Когда Господь спросил, кто это сделал, она не знала, что ей говорить. Может, Он гневно отчитает её за её поступок? Может, Он ей голову оторвёт сразу же? Да как она посмела нарушить такой запрет?! И вот, не боясь ничего, она всё Ему рассказала: и кто она, и зачем это сделала. И откуда была её дерзость? Её дерзость была не дерзостью, а дерзновением. Оно было основано на полном доверии. Она сказала себе: «Только Он, только Этот, о Ком все говорят, что Он – долгожданный Мессия, может мне помочь. Только Бог может решить мои проблемы». Она прикоснулась к Нему, и Он ей сказал: «Ступай, исцелилась твоя болезнь». Всё! Она сама это почувствовала и получила подтверждение.

От нас требуется немножко доверия, немножко дерзновения, отсутствие страха человеческого и вместе с тем – страх Божий. Если же получаем мы что-то от Господа, что должны мы принести Ему? «Что Ти принесу, или что Ти воздам, великодаровитый Безсмертный Царю?» – восклицаем мы в своих молитвах. Действительно, всё, что вокруг нас, – всё Его. И наша жизнь принадлежит Ему. Но Он дал нам свободную волю. Единственное, что Он просит от нас и что можем принести Ему в дар, – это своё доверие, своё сердце. Он ведь Сам попросил нас: «Сыне, дай мне своё сердце!»

Сегодня мы слышали, как шли по дороге десять прокажённых. Ходили они обычно толпой, одетые в рубища из мешковины – балахоны, так, чтобы не было видно их обезображенных страшной болезнью лиц, чтобы не было видно их рук, на которых поотпадали пальцы. Страшная болезнь. Ходили замотанные, с палочкой и колокольчиком. И все, кто слышал этот звук, в страхе разбегались, чтобы не подцепить такую болезнь. Прокажённый становился отверженным. Тогда не было особых поселений, резерваций и лепрозориев, где им оказывали бы хоть какую-то помощь. Ничего нельзя было дать этому отверженному человеку, его нельзя было пустить в дом – пусть ночует где угодно, ещё заразу принесёт. Ему можно было только бросить что-то.

Но, впрочем, в истории были известны случаи, когда болезнь отступала, когда Промыслом Божиим прокажённые очищались. Это могла быть проказа или какая другая болезнь. Ну, увидели, что по нему короста какая-то пошла, сказали: «Убирайся, пока не выздоровеешь, а то всех заразишь!» Если же у него всё проходило, он мог вернуться к людям, в человеческое общество, предварительно показавшись – в древности – кому-то из старейшин рода, потом – священникам, по Моисееву закону, чтобы те засвидетельствовали его выздоровление и допустили к общению со своим народом.

И вот шло таких десять несчастных по дороге, и повстречались они с Иисусом и Его учениками. Увидев этих несчастных отверженных людей, которые сами стали куда-то прятаться, чтобы не нарушить запрета, Он Сам подошёл к ним и одним словом исцелил их, сказав, чтобы они шли и показались священнику, который засвидетельствует, что теперь они здоровы и являются полноправными членами общества, могут жить, не страшась и не боясь.

Прошло какое-то время, и вновь встретил Его на дороге какой-то человек, один из тех десяти. Он обегал кучу дорог, он выспрашивал у всех, куда пошёл Иисус с учениками, только ради того, чтобы найти и поблагодарить Его. И этот один был с точки зрения иудеев человеком, придерживающимся зловерия, еретиком, человеком другой веры – самарянином. Это как... да впрочем, как – расскажу вам сейчас. Господь спросил: «Не десять ли очистились? А где ещё девять?»

Однажды к одному священнику обратилась группа людей, которые решили открыть свой бизнес. И говорят: «Батюшка, вот так и так, решили мы тут открыть одно дело. Всё законно, всё хорошо, но сами знаете, как тяжело. Да мы уже убедились, что без Божией помощи ничего не будет, поэтому давайте вместе послужим что-то, вы помолитесь...» Зачастую люди, особенно малоцерковные, обращаются к священнику, как к специалисту по травле клопов. То есть священник придёт, прочтёт какую-то молитву, хлопнет в ладоши, все их проблемы решатся, и всё будет хорошо. Сами же они будут стоять в сторонке, наблюдать, чего это он там поёт... может, ещё и станцует. Священник сказал, что молитва о таком деле – это дело не одного священника, а молитва общая. Поэтому следовало бы и всем поприсутствовать. Бизнесмены выяснили у батюшки, в какую сторону правильно креститься (хотя все называли себя православными).

Это очень важный вопрос. У человека, какого ни спросишь: «Вы православный?» – «Да! Только, батюшка, подскажите, в какую сторону мне креститься? С какой стороны куда?» Я уже не говорю о знании начальных христианских молитв. Если кто-то из ваших друзей скажет, что он православный, и будет настаивать на этом, попросите его на память прочитать Никео-Константинопольский Символ Веры – «Верую...». В общем-то в древности это был очень чёткий определитель. Ещё люди читать не умели, книг никогда не видели, а на память знали.

Итак, группа бизнесменов ограничилась тем, что выяснили, как креститься. Кроме одного. Он сказал: «А вот можно мне как-то поприсутствовать? Креститься я не могу, по рождению я мусульманин». Ему говорят: «Всё-таки общее дело начинаете. Конечно, поприсутствуйте. Просто стойте там, в сторонке, молитесь сердцем сами, как можете».

Прошёл год. Батюшка из газет узнал, что дела у этих бизнесменов пошли на лад. Он не стал спрашивать их, названивать. В принципе, не его это дело. Пока его самого не разыскал один человек. Он сказал, что очень благодарен священнику за его молитвы, зная, что тот наверняка не оставил их дело без молитвенной поддержки. Хотел как-то, может быть, батюшку поблагодарить, но главное – помолиться, вот хоть своими словами, чтобы батюшка помолился, поблагодарил Бога за их успех. Дальше не рассказывать, кто это был?.. Да, это был мусульманин. Ну, единственное, что можно сказать в завершение этой истории, что он недолго ещё пребывал формальным мусульманином, он таки стал православным христианином, действительно убедившись в силе Божией.

История евангельская повторяется. А где остальные девять? Батюшка не стал уподобляться Господу, не взял на себя дерзость спрашивать, где же остальные из бизнес-группы. Вот такая история, поучительная для нас.

Господь не говорит: «Мне очень нужны ваши деньги, или ваши свечи, или ваши слёзы, или ваши крики». Он говорит: «Просто дай Мне своё сердце, доверься Мне. И если ты получил какое-то благодеяние, дай Мне ещё частичку твоего сердца». Поблагодари Его от всего сердца даже за те маленькие, порой незначительные радости, которое Он нам посылает. Представляете себе, всю жизнь ходил мимо ларька и вдруг случайно заметил, что там продаются гвозди того фасона и размера, которые тебе нужны для дома, для семьи. Не стесняйся, поблагодари Господа, и благо тебе будет. Господь посылает нам маленькие радости, подобно тому, как любящий отец дарит время от времени шоколадки даже самым непослушным детям. Аминь.

 

Дата публикации:

26 июля 2007 года

Электронная версия:

© Игумен Валериан. Проповеди, 2008

Православный молодежный форум