Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Сайт игумена Валериана (Головченко)
o-val.ru: Игумен Валериан
Начало сайта / Проповеди
Начало сайта / Проповеди

Записки на полях души

Статьи

Проповеди

Слова

Разное

Фантастика

Доброе

Семинария

«Поминайте наставники ваша»

10 ноября 2007 года

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Обращаясь к первым христианам, Апостол советовал почитать своих наставников: поминать тех, кто научил нас вере; поминать христиан, которые были в веках, бывших прежде нас, учиться, взирая на их жизнь.

Сегодня, в наш Престольный Праздник, мы молитвенно чтим память нашего небесного покровителя, святого нашего храма, захороненного в братской могиле здесь на Лукьяновском кладбище, священномученика Константина, митрополита Киевского и всея Украины, Патриаршего Экзарха Украины. Хотя и мало мы знаем эпизодов из его жития, но житие показывает образ сначала достойнейшего пастыря, а потом достойнейшего архипастыря.

Православие – в идеале, как должно быть – должно отличаться тем, что любое священнодействие, любое действие, любой шаг, молитвенный порыв должен быть осмыслен. Иначе это будет просто подобие, это будет видимость веры, фарисейство и шаманизм.

Когда сщмч. Константин, будучи вдовым протоиереем, решил принять епископский сан, его решение было глубоко осмысленным. Понятно, что в 1924 году принимать епископский сан, решиться на такой шаг, мог либо абсолютно сумасшедший (но сумасшедшими священники не бывают), либо святой. Потому что принятие епископского сана сулило не восторженные крики толпы, не подношения и лобызания, а тюремные застенки, каторгу, лагеря, или расстрел. Что и произошло со сщмч. Константином: в ночь на 10 ноября 1937 года он был забит до смерти допросе в Лукьяновской тюрьме.

Что значит – почитать святых? Когда Церковь говорит о чьей-то святости, она просто юридически признаёт то, что уже свершилось де-факто. Человек ещё при жизни был святым, но вот Церковь во всей полноте своей, всем своим собором, исследовав жизнеописание человека, говорит, что у неё нет никаких сомнений в том, что этот человек спас свою душу, попал в Рай и сейчас предстоит престолу Божию. Подобно тому, как обращаемся мы друг к другу с просьбой молиться – «брат, помолись за меня», «батюшка, помолитесь обо мне» – просим мы, точно так же и после смерти православных христиан мы не утрачиваем с ними молитвенную связь. Мы поминаем, молимся о упокоении тех, чья участь нам неизвестна, и мы просим помолиться о нас Богу тех, в чьей святости мы не сомневаемся, кого называем мы святыми. Святые – наши великие предстатели, святые – наши сомолитвенники у Бога, святые – это те, кто при жизни стяжал благодать, чьи молитвы при жизни Богом были услышаны, чьи молитвы Господь приемлет и после смерти, когда они видят Бога лицом к лицу.

По церковной теории, в каждой проповеди должна быть часть практики. Убедительная просьба – не угощать иконы яблоками, конфетами и прочими вещами. Иначе мы уподобимся язычникам. Когда мы на кладбище поминаем усопших и оставляем на могилке яблоки, конфеты, шоколадки и так далее, неужели кто-то из нас думает, что оттуда из могилы вылезет покойник и ночью, или когда мы отвернёмся, будет это всё грызть? Конечно, нет. Или мы оставляем это для зайчика, белочки или Деда Мороза? Конечно, нет. То, что мы приносим на панихиду, или оставляем на могилке – мы оставляем для тех, кто не имеет средств к пропитанию.

Если вы приходите на кладбище и у вас четырёхкилограммовый сидор с продуктами, и вы думаете, на какой из могилок его оставить, лучше возьмите прямо, адресно отдайте это нищему. Хорошо, если кто-то из них умеет лоб перекрестить, знает, что такое молитва. Просто попросите этих людей быть вашими сомолитвенниками, и помянуть того, в чью память вы совершаете это приношение. Это ваша жертва Богу, это ваша милостыня тем, кто ничем, кроме своей молитвы, не может поделиться с вами. Точно так же, если мы оставляем яблоки, конфеты, банку варенья или ещё что-то перед крестом или у иконы, мы можем оставлять это с одной единственной целью – в храм зайдёт тот, кто голоден, кто в этом нуждается, возьмёт себе спокойно и пойдёт.

Если же мы думаем, что это яблоко угодно угоднику Божию, скажите, пожалуйста, чем мы отличаемся от какого-нибудь древнего грека забобонного? Который приносил мясную ногу статуе Аполлона, и думал: «Пусть Аполлон съест. Нет, я, конечно, понимаю, что это жрецы потихонечку съедят. Но буду думать, что Аполлон – так положено». Не будьте как язычники!

У нас в храме панихида очень часто, или хотя бы частично, выдаётся Юре, который раньше был бомжом, а потом перестал быть бомжом. Вот так, Господь помог. Ему нужнее, чем любому из нас, чем священнику. Поэтому подмечайте, в чём кто нуждается – в этом и будет ваше христианское служение милосердия. И через это служение милосердия вы и сами исправите свою жизнь, и угодите Богу.

Опять же, обращаясь молитвенно к сщмч. Константину, к новомученикам и исповедникам, посмотрите на их жизнь. Как совершали они свой христианский подвиг в тех условиях, когда быть христианином было практически невозможно, смертельно опасно, и они об этой опасности знали.

Я часто слышу: «Вот, конечно, я бы ходила в церковь, но что-то... ну у меня по времени не получается. Я бы читала молитвы, батюшка, но нету времени. Я бы был христианином, но как-то всё не получается. Вы же сами знаете, какое сейчас время, Вы знаете, какая суета, Вы знаете, как сейчас ничего не получается...»

У них получалось! Когда это было смертельно опасно, они были христианами. Когда нам это не стоит никаких трудов, лишь слегка попу свою приподнять, мы этого уже не можем делать. Вот и «поминайте наставники ваша» (Евр. 13, 7). Просто посмотрите на них, посмотрите, как люди находили в себе силы быть христианами, когда быть христианами было почти невозможно. И найдите в себе хоть малые силы, для того, чтобы попытаться быть настоящими христианами сейчас.

Аминь.

 

Дата публикации:

4 декабря 2007 года

Электронная версия:

© Игумен Валериан. Проповеди, 2008

Православный молодежный форум