Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Сайт игумена Валериана (Головченко)
o-val.ru: Игумен Валериан
Начало сайта / Разное
Начало сайта / Разное

Записки на полях души

Статьи

Проповеди

Слова

Разное

Фантастика

Доброе

Семинария

Моисей Угрин

Преподобный Моисей Угрин, Печерский

Игумен Валериан (Головченко)

Прочитал твой сценарий... Хорошо, по-доброму. Но еле осилил! Честно признаюсь – ни разу не улыбнуло. Без обид, но – не понравилось... Какая-то попытка погружения в прошлое без привязки к настоящему.

Вы никогда не задумывались над тем, сколько времени способен рядовой обыватель смотреть телеканал «Глас» непрерывно? Скажу честно – недолго. Потом попросту усыпает! Я не берусь критиковать или судить. Просто выскажу своё мнение.

Большинство передач рассчитаны на уже верующих людей. В чём тогда миссионерский элемент проекта? Уговаривать верующих верить не надо – они и так всё знают. И святых отцов читают, и в храмы ходят и в паломничество ездят. А вот для тех, кто стоит у церковного порога, нужен конфликт идей, если хотите – «провокация сознания». Только тогда мы можем «разбудить спящих».

Кому нужен будильник с мягким и нежным «малиновым перезвоном»? От его звука хочется лишь перевернуться на другой бок. Идеальный будильник звучит противно, как дурной голос дневального «Рота, подъём, тревога!» И тогда уж точно, не станешь досыпать.

 

Для начала обыграем его прозвище и просветим зрителя о том, что к рыбе угорь оно не имеет никакого отношения. И скажем о том, что россиянам, как ни странно, понять смысл этого прозвища, оказывается, сложнее чем тем, хто вільно володіє українською. Бо «угрин» – це саме з Угорщини. Тобто – мадьяр! Це саме той випадок, коли українська значно ближча до церковно-слов’янської.

Кто такой «боярин»? Каков его социальный статус в древнерусском обществе? Аналогия довольно простая – это типа современного бизнесмена, входящего в финансово-политическую группу князя-олигарха! Т.е. человек не бедный, по крайней мере, среднего достатка. Только вот заниматься ему своим бизнесом-боярством совсем не весело. Почему? А потому, что свобода, которую дают деньги и власть – штука очень уж относительная. И приходится день ото дня горбатиться частично на себя, а частично «на дядю», чтобы «сохранить и преумножить». И катастрофически не хватает времени сходить в церковь, перекрестить лоб и задуматься над извечным вопросом о смысле бытия: «А что в конце пути?» И так хочется кинуть всё это куда подальше, и просто обрести свободу общения с Богом! Но дни проходят за днями, а решительности отказаться от суетных благ как всегда не хватает.

Но если хранить своё сердце в чистоте и доверять своему Творцу – он сам позаботится о тебе. «Не мог отказаться от этой суеты сам, хотя и очень хотел этого? Что ж, Я помогу тебе!» – отвечает Бог.

И вот ты уже в плену! И щёки можешь больше не надувать! Твоя фирма закрыта – добро пожаловать на нары! Мы сами найдём тебе лобзик, чтобы валить вековые деревья!

Господь избавляет Моисея от суеты боярствования – «золотой самородок извлечён из глины и песка». Теперь наступает фаза вторая – «очищение благородного металла от посторонних примесей».

В плену ему предлагают непыльное дело – «огуливать» некую тётю! Это даже не «антидемократические домогательства», как говорят в Америке! Из молодого, грамотного и здорового парня решили просто сделать «секс-игрушку»! Да ведь сегодня куча «мужчинков» только и мечтает об этом... А вот Моисей «мечтать» не стал!

Да при таком раскладе я себя уважать перестану! Превратиться из бизнесмена в альфонса – не лучшая перспектива для того, кто жаждет свободы!

Для чего это было нужно? А есть такое понятие, как промысл Божий. И «альтернативная версия» событий могла закончиться для святого мужа не столь удачно. Ведь для боярина, «человека княжего, служивого», просто так покинуть своего шефа и удалиться в монастырь – было совсем не просто. Уйти от мира с его должности без скандала не вышло бы. А со скандалом – можно и голову на плаху положить. Прецеденты известны.

Но даже если бы отпустил его князь – гарантий благочестивого подвига никаких! Избавившись от денег и одев монашескую рясу от нападений диавола не избавишься: «не имат бо престати враг, предлагая тебе память перваго жития мирскаго и ненависть к добродетельному жительству» (последование монашеского пострига). Вполне возможно, впервые оторвавшись от денежных забот, молодой человек взглянул бы на симпатичные лица богомолок совсем иначе. И блудные помыслы победили бы новоначального инока, начни он свой подвиг в каком-либо столичном монастыре. А монашество ему Господь послал «на блюдечке, с доставкой на дом» – прямо в плен. «Проезжавший через те места афонский иеромонах постриг святого Моисея в иночество»!

А вот для новоначального инока и лекарство от блуда! Прививка «по самое небалуй» – повеление бесстыжей хозяйки блудить с ней в приказном порядке!

Моисей устоял – выбрал свободу духа и тела. Ни на ласки, ни на побои не поддался. Тогда тётка, обладавшая явно садистскими наклонностями, повелела жестоко избить и оскопить его. Мол, не мне – так никому и никогда! Правду говорят, нет ничего страшнее мести отвергнутой женщины!

Это насколько же нужно быть верным Христу и своим иноческим обетам, чтобы без ропота и проклятий вынести такую страшную и физически и морально для любого мужика муку!!!

Впрочем, тётке её злодейство не помогло – во время мятежа она, как говорится, «попала под раздачу» и была убита. А Моисей обрёл долгожданную свободу и воспользовался ей как сам того давно желал – стал монахом Киево-Печерского монастыря (будущей Лавры).

Ещё 10 лет прожил в монастыре преподобный муж до самой своей кончины, последовавшей в 1043 г. Его немощное, избитое и искалеченное тело стало подлинным вместилищем подвижнического духа. Мужественно перетерпев в юности искушение плоти, Моисей стал светочем воздержания, укрепляя в целомудрии немощных и наставляя искушаемых.

Кстати, помогает он в этих вопросах и по сей день каждому, кто с молитвой приходит к его мощам в Ближние Пещеры. Так что, если замучили похотливые мысли – приходите!

 

Дата публикации:

14 декабря 2008 года

Электронная версия:

© Игумен Валериан. Разное, 2008

Православный молодежный форум