Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Сайт игумена Валериана (Головченко)
o-val.ru: Игумен Валериан
Начало сайта / Разное
Начало сайта / Разное

Записки на полях души

Статьи

Проповеди

Слова

Разное

Фантастика

Доброе

Семинария

Про «это» – православным

Ответы на комментарии к известной статье

Игумен Валериан (Головченко)

После публикации статьи «Про «это» – православным» в блоге «Яблоня Юксаре» ЖЖ были обнаружены комментарии, оставленные там читателем mark_poljakov. В них содержатся интересные мысли, выдержки из мнений оппонентов, недоумения и вопросы, на которые автор счёл нужным ответить. Комментарии читателя отмечены «M.П.:» (Марк Поляков), ответы автора – «И.В.:» (Игумен Валериан).


М.П.: Статья полезная, а то, что она написана монахом, добавляет ей своеобразия. Он не «учит трахаться», как объявляет один из оппонентов, – всяческих пособий такого рода теперь предостаточно. Однако гораздо интереснее узнать соображения «про это» монаха, чем, например, сутенёра, если последнему вдруг вздумается излагать их.

Теперь пара реплик в преамбуле.

1. «Приватные рассуждения» – это дома на кухне или за столиком в кафе. Если же с амвона, кафедры, или в брошюре под грифом «По благословению епархии или владыки имярек», то эти суждения – от имени всей Церкви.

И.В.: Именно поэтому статья не появилась в «Отроке», а прозвучала как моё частное богословское мнение в интернете. Заметьте, что она была выложена на моём личном ресурсе, а на других (в т.ч. и официальных церковных) появилась позже. Размещать или не размещать мои эпистолии – дело администраторов ресурсов.

Официальная позиция Церкви – это в соборных решениях и концепциях.

М.П.: Будь то предложение канонизировать Иоанна Грозного (за заслуги перед русской государственностью)...

И.В.: Чем больше мы (Церковь) будем увлекаться политикой, тем более приземлёнными станут наши стремления. Канонизация «за заслуги перед государственностью» – типичный образец «поздней византийщины» и идеализации синодального периода. Каждый раз мы наступаем на эти грабли – прямо «национальная забава».

М.П.: ...или запрещение держать дома собак (дабы не оскверняли своим присутствием икон).

И.В.: Достаточно будет внимательно перечитать Евангелие, чтобы заметить простую вещь: собаки были там, где люди ели (Мф. 15:27; Лк. 16:21)! Да, ели они во дворах, как и по сей день часто делают на Востоке и Юге (да и у нас летом). И ничего, не осквернялись...

Если святыню так легко осквернить самим присутствием твари бессловесной, то это свидетельствует лишь об ущербности подобного богословствования.

М.П.: Значит, Церковь должна нести за них в определённом смысле ответственность. Церковь «Единая, Святая, Соборная и Апостольская».

И.В.: В том то и дело, что должна. А нам достаточно лишь всегда помнить о том, что Православие и Средневековье – не тождественны!

М.П.: 2. «...Откровенный разговор с духовником...». Такое словосочетание встречается неоднократно, когда автор сталкивается с «неудобным» вопросом. И оно всегда лицемерно (я не порицаю, а констатирую).

И.В.: Очень категоричное и поверхностное суждение. Мне регулярно приходится отвечать на вопросы общими рекомендациями. Просто в каждом конкретном случае нужен дифференцированный подход, «поправка на ветер». Ведь даже при гриппе метод лечения, лекарства и их дозировка подбираются для каждого больного индивидуально. Не говоря уже о хирургических операциях (если, конечно, цель – уврачевать, а не зарезать).

М.П.: ...потому что все знают: личный духовник ныне – такая же редкость (и необходимость), как личный врач. Те же, у кого духовника нет, вынуждены искать ответы в книгах, где информация обезличена по «адресату». Где же ещё?

И.В.: Можно ещё попытаться найти духовника. Или все батюшки уже настолько «важные и занятЫе»?

М.П.: Но в этой статье автор «с открытым забралом» идёт навстречу весьма сложному вопросу. Жаль только, что, по-видимому, ответа на него быть вообще не может, и все дела! Очень жаль.

И.В.: Насколько мне известно, тот, кто действительно хотел – получил ответы. Конечно, не всеобъемлющие! Ожидать многого ни от короткой статьи, ни от моего скудоумия в принципе не приходится. А я и не ставил целью «просветить всех без исключения». Я просто указал на «прыщи», а как их лечить – к доктору (духовнику). Но это – если вообще есть желание лечиться.

М.П.: Итак. Очень хорошо в статье сравнение «особости» монаха с особостью часового на посту. Но!

Часовой, сменившись с поста, уже не подотчётен «Уставу караульной службы» и может удовлетворить свои плотские вожделения: от справления нужды непосредственно у забора охраняемого объекта до прелюбодеяния в увольнении. Христианин же, монах он, или мирянин, даже выйдя из Поста, продолжает оставаться подотчётным христианской доктрине, краеугольный камень которой – духовная брань, победа духа над плотью.

И.В.: Вот и живи, как на войне! Не на книжной войне, не киноэкранной, а настоящей! А то обоз и полевая кухня уже стали больше армии. И на одного солдата – три генерала.

Если ты будешь доверять только инструкции из штаба и перестанешь смотреть по сторонам и окапываться – получишь пулю!

На штабной карте под лампой и из окопа в сумерки открываются совсем разные виды.

По тебе стреляют чаще, чем по штабу. Но если обстреляют штаб – это тоже будет твоей виной.

М.П.: А высказывания про это, без кавычек, в ней крайне противоречивы. Проблема эротики и секса, как частный случай – лишь одно из наиболее острых проявлений оного противоречия.

Кстати, протоиерей Валентин Свенцицкий в книге «Диалоги» призывает мирянина вне стен монастыря сотворить для себя «внутренний монастырь».

И.В.: А миряне очень часто отдают предпочтение постройке «внешнего», тупо «играясь в монахов».

М.П.: Духовник предложит пасомому «здесь и сейчас» конкретное разрешение этих противоречий и укажет в конкретной ситуации грань между благочестием и абсурдом, взяв ответственность за совет на себя лично.

И.В.: А как насчёт Бога, Который всё же попытается как то воздействовать на чадо даже через нерадивого духовника? Или Он уехал в командировку?

Духовник – не врач, а скальпель в руке Врача. И хорошо, если не ржавый и не тупой.

М.П.: Остальным же приходится самостоятельно устанавливать эту грань, выбирая одну половинку из тех, что «бабушка надвое сказала».

Однако, чтобы не иметь вреда от информации из моря брошюр по «популярной» медицине, нужно самому быть классным специалистом-медиком; аналогично, чтобы вероучительная литература была душеполезной, необходимо обладать уже значительным духовным опытом. Замкнутый круг?

И.В.: Просто начинать изучение математики нужно с изучения на память цифр и арифметики, а не с тригонометрических функций. Так и с духовной литературой.

М.П.: Задача сексопатолога (фрейдист он, или марксист, или просто профессионал-специалист) состоит в том, чтобы не только (не столько) сделать половой акт «результативным», но и добиться максимального удовольствия. В том числе попытаться избавить пациентов от необходимости изображать для этого зайчиков или автоматчиков.

И, как раз говоря про это, то есть про удовольствия, Церковь не может разобраться в своих положениях и утверждениях. В частности, она, например, так и не может разобраться в своей позиции по поводу неабортивной контрацепции...

И.В.: Отношение к неабортивной контрацепции может варьироваться в зависимости от конкретного человека, его личного культурного и духовного уровня, а также культурного и духовного уровня социума. И церковь просто предполагает эту инвариантность. К слову сказать, НК – обратная сторона того, что современная медицина вытаскивает практически всех младенцев. Отношение к НК и к детской смертности очень взаимозависимы.

Есть люди, глядя на которых, можно лишь посоветовать им всегда пользоваться НК. Чтобы случайно не размножились! И сожалеть о том, что их родители не прибегли однажды к этому «чудо-средству»...

М.П.: ...высказавшись вполне определённо лишь по поводу рукоблудия, которое, конечно, наиболее эффективный, но не единственный такой контрацептив.

И.В.: Я бы сказал – любимый контрацептив псевдоблагочестия с витиеватым самооправданием. При этом настолько полюбили собственные руки, что оказываются неспособны к нормальным супружеским отношениям. Так проще – и знакомиться ни с кем не нужно, и подарки, и знаки внимания не нужны! Как-то мы поздновато спохватились объяснять, в чём опасность онанизма...

М.П.: А в аспекте удовольствий – и Камасутра, и Кулинарная книга (в т.ч. сборник рецептов постной кухни), и рекламный буклет горнолыжного курорта – литература одного порядка.

И.В.: Абсолютно верно! И Камасутра, и Кулинарная книга (в т. ч. сборник рецептов постной кухни), и рекламный буклет горнолыжного курорта могут легко привести и в травматологическое отделение больнички. Всё внутри тебя!

М.П.: Вот далеко не полный список суждений про это «от Ромула до наших дней», причём обращённых отнюдь не только к монахам. За абсолютную точность цитат не ручаюсь – привожу по памяти, зато ручаюсь за смысл. Насколько они «приватны» – судите сами.

1. Похоть очей, похоть тела и гордость житейская – не от Бога.

Послание апостола Иоанна. Новый Завет.

2. Давай телу только то, что ему необходимо. Удовольствия суть вражда на Бога.

Свт. Григорий Палама. «Добротолюбие».

3. Согрешал(а): ...люблением удобств жизни сей, ...плясанием, ...смехотворством, ...ласканием, ...чтением мирских книг, пением и воспоминанием мирских песен, ...нескромным воззрением на дев и юношей, ...соблазнительным поведением и желанием нравиться, ...во сне блудным ночным осквернением, невоздержанием в супружеской жизни, ...проводил(а) время... в шутках, смехе и других постыдных грехах...

Свт. Игнатий Брянчанинов. Исповедь. По брошюре «В помощь кающемуся», а также по проводимой иногда в храме общей исповеди. Не для монахов, но для мирян!

4. Можно ли христианину жевать жвачку? – Можно, если это гигиеническая процедура, а не средство для услаждения гортани.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма св. Татианы при МГУ. Книга «400 ответов о вере, церкви и христианской жизни».

5. Гортанобесие – длительное удержание пищи во рту для получения максимального удовольствия.

Иеромонах Анатолий Берестов, председатель (или настоятель?) общества имени св. Иоанна Кронштадтского. (Распечатка. Названия источника, увы, не помню).

И, наконец, «про это»:

6. Интимные отношения мужчины и женщины, очищенные от страсти, являются неотъемлемой частью супружеской жизни. Но при этом превалирование в браке плотских отношений является извращением, как, впрочем, и пренебрежительный отказ от них.

Священник Александр Рябков. Журнал «Фома», №8, 2005.

И.В.: То-то и оно! Если меры не знать, то можно просто помереть от истощения!

М.П.: 7. Если студент-филолог при изучении «Декамерона» ощущает разжение плоти, ему следует сменить специальность.

«400 ответов...»

Теперь комментарии к каждой из цитат.

1. Можно бы добавить ещё и «похоть ума» (в т.ч. данную дискуссию), – или это и есть «гордость житейская»? Авва Дорофей велел наказать инока Ерофея лишь за то, что тот просил разъяснить ему непонятные места в Священном Писании.

И.В.: Вполне объяснимый поступок аввы. Есть такие «совопросники», что спрашивают из любопытства, а не из стремления к деланию. Встречался с подобным не раз и не два.

М.П.: 2. Действительно, глянув окрест с горной вершины, проникаешься благодарностью к Богу и восторгом от Его творения (не путать с пантеизмом), но когда на спуске лыжи входят в вираж, о Боге уже не вспомнить – остаётся лишь «телесный» восторг. А если говорить «про это» – там тоже есть моменты, когда лики с икон лучше б не глядели, потому что – не до Бога. Но, если забываешь о Боге, и Он забывает о тебе. С этим не поспоришь.

И.В.: Бог никогда не забывает нас!

М.П.: 3. Сексопатологи, косметологи, ювелиры, парфюмеры, гастрономы и кондитеры, дизайнеры мебели, спортсмены и тренеры, режиссёры и актёры, Дунаевский, Долина, Зайцев, Жванецкий, ..., не говоря уж об Элвисе Пресли и Луисе Армстронге, все они – пособники греха и им анафема?

И.В.: Вот удивимся, если вдруг увидим их в Раю! Только один скажет: «Не надо мне такого рая! Не для того я столько лет подвизался в пустыни, чтобы увидеть здесь этих мерзавцев». А другой воскликнет: «Сколь велико Твоё милосердие Господи! Может, Ты и меня простишь и помилуешь?»

М.П.: А «блудное во сне осквернение» (столь же естественное как чихание, но менее управляемое) даже требует очищения по церковному уложению: есть на это специальное «правило».

И.В.: Требует не столько «очищения», сколько исследования о причине этого. Смотрел порнуху? Обожрался сметаны? Осуждал других и кичился своим бесстрастием?

Согрешил ли моряк, увидев в страстном сне свою жену, когда уже который месяц (не постный!) не видел её наяву?

М.П.: Кстати, по поводу первой «сноски» в статье: за ненадлежащую «позицию» («аки скоти»), налагалась епитимья, так что Церковь и в супружескую постель лезла-таки.

И.В.: Сдуру и лезла! Причём в лице не самых лучших своих мужей и (или) не в самые лучшие для Церкви времена. Вообще-то к подобным «епитимийникам» нам ещё в семинарии советовали относиться весьма скептически и с рассуждением. Напомню, «Православие и Средневековье...», см. выше.

М.П.: 4. и 5. А как насчёт конфет-леденцов и мороженного, не говоря уж о «судаке по-монастырски» и ликёре «Бенедиктин»?

И.В.: Не очень понял, какое отношение эти продукты питания имеют к цитатам 4 и 5. Но «вы хотите об этом поговорить»?

Апофигеем и апопеозом этого является киевский ресторан «Монастырская Трапезная» при Выдубецком монастыре «Киевского Патриархата». С монастырской водкой, пением многолетия за отдельную плату и праздничным фейерверком на территории древней обители... «Бабло вконец победило зло»!

М.П.: 6. Вот уж воистину – «через дырку в простыне и после чтения кафизм» (см. статью), а не то интимные отношения мужчины и женщины (??) окажутся от страсти недоочищенными!

И.В.: Очищаются путём погружения в Крещенскую Воду на 2 часа без акваланга!

М.П.: 7. No comment!

Так что, как видим, Церковь сама немало способствует «заблуждениям обывателей», о которых пишет автор.

И.В.: Нет. Церковь, в своём соборном разуме, как раз старается быть сдержанной в суждениях. В отличие от отдельных своих представителей и «групп товарищей-энтузиастов» с вечным комсомольским задором зовущих всех на баррикады «махалова с антихристами».

М.П.: Кстати, о страстях. На самом деле, ни одно дело (простите за каламбур) не будет по настоящему успешным, если делать его без увлечения, без страсти! Опять проблема в мере. Но как самому установить себе меру, не «торгуясь с Господом»?

И.В.: Дай Бог, найти ту (того) с кем всегда будет понимание + нежность + страсть (+ любовь). Это длинный разговор, и не каждому даётся в жизни право познать настоящую радость близких отношений. Полная гармония бывает столь же нечасто, сколь и полная несовместимость. Многие живут, заменяя качество количеством. Некоторые – по принципу «стерпится-слюбится».

А нужно лишь честно попросить Господа, чтобы он идеально подобрал ключик и замочек. Верить, довериться и не сомневаться. И всё получится.

М.П.: Император Октавиан, осуществляя гонения на христиан, в административном порядке заставлял их жить по их же правилам. (Об этом – в книге Кураева о Гарри Поттере).

Понимая «приводимость к абсурду» своих требований, Церковь пишет, что «не надо слишком сильно натягивать лук, а то сломается». Но дело ведь не в снисходительности Церкви к греху по немощи нашей; надо понять, что считать грехом, – иначе как исповедаться? В Новом или в Ветхом Заветах найдётся «статья», под которую можно при желании прямо или косвенно подвести почти что любое проявление «тварного» бытия. К тому же в Св. Писании сказано, что кто нарушит хоть один «пункт», тот нарушит весь закон (Иак. 2:10).

И.В.: Книжническое понимание легко делает человека распинателем. Фарисеи были ревнителями благочестия, а книжники – подлинными знатоками Закона, но именно они не узнали долгожданного Мессию. Они не поняли главного: «Милости хочу, а не жертвы»!!!

М.П.: Известен рассказ о епископе, который любовался красотой куртизанки, видя в ней совершенство творения Божьего. Церковь, кстати, не преминула добавить, что куртизанка та потом раскаялась и стала св. Пелагеей. Я – не поклонник Фрейда: не обязательно смотреть на женщину по известному анекдоту про циника и хулигана, однако ведь сама природа женской красоты всё же иная, чем у цветка и заката, иное и любование ею.

И.В.: Притча о двух монахах и девушке у ручья. «Я перенёс её и давно забыл. А ты до сих пор несёшь».

М.П.: Если нормальный мужчина, вольно или невольно, «зацепится взглядом» за слишком уж смелое декольте, оглянется вслед стройным женским ногам, – вредит ли это его душе, подлежит ли покаянию? Исходя из множества церковных высказываний – несомненно!

И.В.: Это свидетельствует о том, что он всё ещё нормальный мужик! А вот если лёжа с женой в постели он будет продолжать думать о виденных в толпе ногах и декольте – тогда и надо каяться.

М.П.: Несомненно? Согрешает ли благочестивая христианка, надев платье «по фигуре», если фигура на самом деле хороша? Всенепременно? («Нескромное воззрение, желание нравиться»).

И.В.: Конечно грешит! Она должна выглядеть как страхочучело, чтобы не то что мужики – чтоб вороны в полёте дохли! Ты б ещё про депиляцию и эпиляцию женских ног вспомнил! А ещё в древности мылись только под праздники...

М.П.: Тем не менее, в то же время.

Пиры, откормленные тельцы и прочее услаждение гортани упоминается в Священном Писании без негативного оттенка.

Вино, на котором Иисус явил своё первое чудо, сбраживают не для сохранения витаминов винограда (наподобие квашеной капусты), но для увеселения души, т.е. совсем недуховного удовольствия.

Заметим попутно, что Евангелие написано без полутонов и компромиссов, «в двоичном коде», так что понятие «излишество», обычно сопровождающее в соответствующих «руководствах» упоминание о вине, теряет смысл: излишество – это насколько больше, чем ничего?

И.В.: А в Писании вообще Рай часто аллегорично изображается пиром, а не арфами и лужайками.

М.П.: Апостол Павел в «Послании к Коринфянам» признаёт сексуальное влечение ненаказуемым. Хотя и отдаёт предпочтение девству.

И здесь тоже: говоря о чрезмерном увлечении сексом, кто-нибудь может указать супругам меру? Если это делает врач, то вне рассматриваемого аспекта.

И.В.: Вот и я о том же. Девство даёт свободу, но плата за неё очень высока.

М.П.: Если почитать «Рецепты великопостной кухни» в книжке, купленной сегодня в церковной лавке, там встретишь такое изощрённое гортанобесие, до которого скоромной пище далеко!

И.В.: Такие кнышки – фтопку!

М.П.: А вот меню обеда Святейшего Патриарха «в среду первыя недели Великого поста» 1667 года: «Хлебца чет, папошник, взвар сладкий, с пшеном и с ягоды, с перцем да с шафраном, хрен, греночки, капуста топаная холодная, горошек зобанец холодный, киселёк клюквенный с мёдом, кашка тёртая с маковым сочком. Того же дня было к патриарху прислано: кубок романси, кубок ренского, кубок малвазии, хлебец крупитчатый, полоса арбузная, горшочек патоки с инбирем, горшочек мазули с инбирем, три шишки ядер». (По материалам проф. Л. Лосева).

Это в первую-то неделю, считающуюся самой строгой...

И.В.: Не мудрено, что в то время Церковь грохнуло старообрядческим расколом. Причина – налицо!

Пробовал написать о Посте без заморачивания. Но такие рекомендации не всем пришлись по вкусу. Для них предлагается альтернативный вариант – Либеральный Пост с толерантностью. Христианство – религия свободного выбора, пускай определяются здесь и сейчас: как питаться и что отвечать на Страшном Суде.

М.П.: Наконец, «Песнь Песней». Есть множество удивительных, поистине божественных совпадений между еврейским эпосом, на основе которого составлен Ветхий Завет, и событиями земной жизни Спасителя. Поэтому богословы готовы привязать каждую запятую Ветхого Завета к Новому.

Но, читая гимн любви, неочищенной от страсти, гимн чувственной красоте женской плоти, каким является «Песнь Песней» (действительно неважно, царь её написал, или пастух), понимаешь, до какого абсурда и даже кощунства могут богословы дойти в своём рвении, усмотрев в ней аллегорию отношений Христа и Церкви-невесты. Тут и до фантазий канонизированной католиками Маленькой Терезы недалеко. Хотя зачем-то Церковь отобрала её для включения в Писание. Церковь не может быть неправой, только вот мне и здесь не удаётся постигнуть её резоны.

И.В.: Говорят, что взглянув на Заповеди Диавол произнёс: «Жаль, не смогу снести топик. Зато постараюсь по максимуму нагадить в коментах!»

Аллегорическое понимание полностью вырубило всё остальное. «Борьба за отмену смертной казни привела к массовым расстрелам». Борьба за дух убила разум...

М.П.: И в завершение.

Удовольствие – это есть отсутствие скорбей. Апология скорбей в христианской доктрине – столь же обширная и полная таких же противоречий проблема, связанная с рассматриваемой неразрывно, как две стороны одной монеты. Или медали.

И.В.: Настоящая любовь всегда жертвенна. И если, выйдя за порог дома, ты не тоскуешь о разлуке с любимым человеком, то твоя любовь ещё не совершенна. Если ты не переживаешь о любимом человеке, не делишь с ним не только радость, но и боль – то это просто «пользование», как вещью.

М.П.: Во всяком случае, в русском языке слова «вериги» и «вера», по-видимому, имеют общий корень. Однако я – не филолог.

И.В.: Не знаю...

М.П.: Ещё позволю себе «придирку» к одному тезису, далеко отстоящему от «генеральной темы» статьи, но, впрочем, тоже касающуюся понимания смысла слов Церкви и отношения к ним.

В статье «мимоходом» упоминается, что «после грехопадения прародителей... пострадала вся тварь, извратив своё естество». Это утверждение до сих пор повторяется Церковью на все лады: «После грехопадения в мир вошла смерть», «С человеком вместе вся тварь стенает и жаждет Спасения». Однако палеонтология неопровержимо свидетельствует, что, созданная в день пятый, каждая «по роду их» (Быт. 1:25) тварь, стеная, убивала и поедала друг друга задолго до появления на земле в день шестый первых человеков, и, соответственно, их грехопадения. Не для «пищи травной» (Быт. 1:30) был предназначен зубной аппарат «плотоядного типа» у доисторических зверюг. Моисей палеонтологии не знал, но теперь-то с ней знаком каждый образованный христианин! В т.ч. и священнослужители. Да к тому же, согласно самой Библии, зло вообще вошло в мир раньше, чем человек познал его. А сверхизбыточное разнообразие и поразительное совершенство средств нападения и защиты в животном мире лишь ещё раз свидетельствует о необъятности творческой энергии Творца.

И.В.: Когда говорили о «повреждении твари», речь идёт не об их «былой травоядности». Зверюги живут уже в нашем мире и меняются. Собаки переходят улицу на зелёный свет и ездят до своей остановки в общественном транспорте! Я не помню, каким умным словом учёные называют подобные процессы, но это факт.

М.П.: Наука открывает всё новые факты, не опровергающие существование Бога, но заставляющие сомневаться в формулировках Библии и правомерности толкования их в современной церковной риторике. Например, сообщалось, что в матке живородящей акулы содержится вода, похожая на морскую, в которой до рождения развиваются эмбрионы. И на определённой стадии развития детки начинают поедать друг друга: «пусть выживают сильнейшие», наиболее приспособленные к жизни после рождения, а значит – достойные этой жизни. А ведь наука утверждает, что акулы не изменились с самого начала существования этого вида рыб – одного из самых древних.

Ещё «фактик»: в космос отправилась живая тварь, да не внутри жилой капсулы, а снаружи. Причём не амёба, а достаточно сложный организм. И, вернувшись, «ожила». Несмотря на космический холод, жёсткие излучения и т.п. Так что пошатнулись аргументы о физической» невозможности занесения жизни на нашу Землю извне. Это нисколько не означает исключение роли Творца в сотворении Вселенной, но лишний раз вызывает сомнения в геоцентричности бесконечного Мироздания, объявленной официальной позицией Церкви. С другой стороны, эти сомнения могут далеко завести...

И.В.: Никто не спорит с тем, что древние писатели воспринимали мир сквозь призму знакомых образов и понятий. Представляете, как бы выразил, скажем, пророк Исаия понятие «интернет»? Или как бы описал он обыкновенную панельную четырнадцатиэтажку? Если бы древний человек попал в наш мир, то это показалось бы ему или Раем или Адом – в зависимости от его внутренних ценностей и духовного настроя.

Даже глядя на некоторые частные суждения богословов XIX в. можно лишь улыбнуться наивности их образов и сравнений. Но в главном они оставались точны.

Для Бога нет ничего невозможного. Чудеса не противоречат даже примитивной современной физике. Всё дело только в наличии достаточного количества энергии, перемещения и приложения её к конкретной точке пространства. Когда у Него в руках энергия хотя бы парочки сверхновых, о низком КПД можно не переживать. Нужно только доверие Ему.

М.П.: Конечно, часть данных подобного рода может оказаться дутой сенсацией, но это не повод для того, чтобы a priori игнорировать всю подобную информацию оптом, или относить её к козням бесов.

И.В.: +1.

М.П.: Говорят, что наука рассматривает устройство неба, а вера, религия – путь на Небо. У религии и у науки, конечно, разные «сферы», но в данном случае, на этом «предмете» они пересекаются. И пора, наверное, наконец, с этим считаться. Чтобы вера и знание не конфликтовали между собой. Ведь и то, и другое требует осмысления и доверия.

И.В.: +1.

М.П.: Кураев говорил (писал), что, входя в храм, следует снимать шапку, но не голову. Как совместить в одной голове эти две столь различные картины мироустройства?

И.В.: Помнить о том, что «есть много, друг Горацио, такого, что и не снилось нашим мудрецам».

М.П.: И как вообще совмещать в ней «рядовым прихожанам» другие, столь же противоречащие, и друг другу, и здравому смыслу, высказывания «церковных офицеров»?

И.В.: Не «снимать голову»! И не забывать, что и «церковные офицеры», и «церковные генералы» – тоже люди. И слишком редко покидают стены митрополий и оградки монастырских парков. И сколько стоит картошка в магазине, могут и не знать...

М.П.: Марк.

И.В.: Иг. Валериан.

 

Дата публикации:

11 июня 2010 года

Электронная версия:

© Игумен Валериан. Разное, 2008

Православный молодежный форум