Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Сайт игумена Валериана (Головченко)
o-val.ru: Игумен Валериан
Начало сайта / Записки на полях души
Начало сайта / Записки на полях души

Записки на полях души

Статьи

Проповеди

Слова

Разное

Фантастика

Доброе

Семинария

Записки на полях души. №2 (2)

Игумен Валериан (Головченко)

Чудеса

Господь посылает лишь те чудеса, которые мы способны уразуметь и вместить. Один монах говорил: «Если ты «обезьяна», не жди, что тебе явится ангел, бряцающий на псалтири. Скорее всего, милость Божия явится в виде перевернувшегося перед тобою грузовика с бананами».

* * *

Один батюшка пребывал в унынии от экономических проблем прихода. Глянул на иконку Святителя Иоанна (Максимовича), архиеп. Шанхайского и Сан-Франциского. В сердцах не то чтобы молился, но возопиил: «Святитель! Ты знаешь, что такое нищий приход! Помоги мне, дай денёг!» И все. Просто крик мятущейся души. Ровно через полторы недели, на Маковеев, пришла какая-то незнакомая женщина. Говорила, что её дочь как-то давно беседовала с батюшкой об отце Серафиме (Роуз). Просила помолиться, передала записочку, фотографию могилки отца Серафима, 100 $ и акафист Свт. Иоанну. Батюшка стоял с открытым от удивления ртом. Святитель прислал свою помощь и даже «указал адрес отправителя»!

Неосуждение

Проходящая дамочка видит крепко выпившего мужика, лежащего на земле: «Вот, напился как свинья! Развелось тут алкоголиков проклятых!» Мужик, приоткрыв глаза, отвечает: «А у тебя ноги кривые – а я завтра трезвый буду!»

Тот, которого ты осудил, может покаяться, если уже не сделал этого.

* * *

Один архимандрит был немощен «русским недугом» – сильно пил водку. Служил крайне редко. Студенты духовного училища насмехались над ним и осуждали.

Недавно спросил: «Как там этот батюшка?» Сказали, что ушел в монастырскую братию, в одночасье и полностью исцелился от пьянства. Теперь светлый и благообразный, часто служит. «А где насмешники и судьи?» Один униатский «парох», другой раскольничий батюшкО...

Пост

Старушка спросила, как ей соблюдать пост. Мол, к вере пришла поздно, здоровье слабое, навыка постничества не имела. Батюшка дал ей самое суровое благословение: весь пост не смотреть телесериалов, а время это посвятить молитве.

Латиноамериканские телестрасти стали для старшего поколения бесовской ловушкой. В них увязают, как мухи в липучке. Совсем не боятся умереть без покаяния. Боятся отойти в мир иной, не досмотрев «про Лопеса, Гарсию и инженера Мендисабаля».

Гонения

Приходил «ревнитель веры». Говорил, какие плохие сейчас священники: пьяницы, негодяи, развратники... Сказал, что Церковь надо «очищать». Батюшка «посочувствовал» ему:

– Наверное, жалеете, что поздно родились? Вам бы жить в 30-е годы...

– Да, батюшка. Вот в дни гонений я бы и мученичества сподобился...

– Нет. В дни гонений Вы бы сломя голову бежали в НКВД с просьбой помочь «очистить Церковь»...

* * *

Наши храмы разрушали не инородцы. Те самые Васыльки та Ванюшки, которых мамы водили к заутреней в начале ХХ века. Внешнее благочестие без сердечной Веры и любви к Богу приносит страшные плоды...

* * *

Престольный праздник. В храме теснота. Кадильный дым заполнил своды. Мерно и торжественно идет служба. Ярко светит летнее солнышко...

...Вдруг небо потемнело. Подворье храма наполнилось гулом тяжелых грузовиков. Крепкие ребята в касках, с автоматами ввалились в храм. Старший, с портупеей, став посредине, громко сказал:

– Так! Туристы, которые просто «зашли посмотреть» могут отправляться по домам. Всем верующим – на месте, лицом к стене!!!

Как-то вмиг стало малолюдно. Да и батюшки не все остались...

Ярко светит летнее солнышко. Вновь обилие молящихся в храме. Что это мне вдруг почудилось?

Господи! Не попусти ногам моим уйти от Тебя!

Крестоношение

«Всякое ныне житейское отложим попечение...»

Чтобы пойти за Христом не стоит долго собираться. Тебе не придется долго упаковывать вещи в контейнер и заказывать фургон. Просто возьми свой Крест и иди...

Расколы и ереси

– Почему Вы говорите, что нельзя ходить в раскольничьи храмы. Ведь Бог один, да и служба там такая же?

Вместо разговора о наличии благодати, батюшка предложил вопрошающему поесть конфет. Дал две, с виду одинаковые. Одна простая, вторая «пустышка». Свернутый фантик – «старый детский фокус». Разница есть.

Рядом с Кирилловской церковью есть место, где каждый может объявить себя Киевским Патриархом. Но прислуживать ему будут санитары...

* * *

Современное сектантство похоже на пластмассовую ёлку. Для «малогабаритной» души вполне удобно – не занимает много места. Все веточки ровненькие – ни сучка, ни задоринки. Не осыпается, не портится. Если мешает – можно разобрать и спрятать в кладовку. Чтобы изобразить «ёлочный» Дух, предлагается попшикать входящим в комплект спреем.

Но ощущение пластмассовой искусственности все равно не проходит. Хочется натурального, Живого.

Харизматы – псевдоевангельский «гербалайф». «Опирамидили» душу...

Сектантское «богослужение» – «Партсобрание им. Иисуса».

Башнёр

Со слов семинариста А.Л.

Афган

«Башнёра» считали глупым. Он был неразговорчивым, каким-то «серым». В короткие перерывы между боями он с педантичностью маньяка перебирал свои «игрушки» – КПВТ и ПКТ. Чистил, смазывал, выверял, пристреливал. Когда пулеметы были в полном порядке, протирал от въевшейся афганской пыли приборы наблюдения. Скрупулезность ро́бота. На выходах тоже не унимался – постоянно крутил башней нашего БТР-70, раздражая сидящий на броне десант.

Путь лежал через заброшенный кишлак. Мин не ожидалось. Вперед все же пустили БМР-ку (Боевая Машина Разграждения – «тральщик»). Дорога была относительно безопасной, но можно было нарваться на шальную пулю «местного чапаева», отбившегося от племени. Десант перебрался с брони внутрь машины.

...Моджахед-одиночка молча ждал, когда бортовой люк БТР-а шурави поравняется с проломом в дувале. Точный выстрел из гранатомета РПГ-7 «доработанной» гранатой перебьет бронемашину пополам. У неверных не будет ни малейшего шанса выжить! А он затаится на время в колодце-кяризе, чтобы получить потом милости от Аллаха и деньги от «белобрысого американа». Что это русские башней крутят?

Башнёр продолжал «крутиться». Краем глаза уловив чью-то тень, вдруг дико заорал. В следующий миг всё утонуло в грохоте его пулемётов. За дувалом раздался взрыв. Бронегруппа на мгновение замерла, десант повыскакивал из БэТэРа, занимая оборону. Но все вокруг было тихо...

Одна из первых выпущенных БТР-ом пуль угодила прямо в гранату. Душмана-гранатометчика разнесло в клочья. Лишь дымящиеся обрывки халата на узловатом дереве напоминали о провалившейся засаде.

Башнёр получил тогда БЗ-шку (медаль «За Боевые Заслуги»). С той поры прошло много лет. Но каждый из нас обязан жизнью «глупому» Башнёру.

Записки на полях израненной души

Один послушник в унынии пришел к духовнику:

– Батюшка! Я уже 5 лет в монастыре. Вроде и вечерние молитвы читаю, а ночью война снится. Снятся погибшие ребята из нашей роты, снятся притаившиеся за камнями душманы... Будто снова куда-то бегу, в кого-то стреляю... Неужели я такой пропащий человек, что до сих пор одержим злобой и человекоубийством?

– О погибших друзьях помолись. А про остальное я тебе лишь «по-книжному» ответить могу... Сходи-ка лучше к Старцу, отцу N. Он тебе проще объяснит.

Убеленный сединами старец внимательно выслушал и кротко улыбнулся:

– Не отчаивайся, сыночек. Я уже 50 лет как с войны пришел, а мне Сталинград до сих пор снится. Такой Крест у солдата... Господь попускает нам памятование скорбей не для того, чтобы мы унывали, но чтобы более помнили о Его милосердии и ценили время жизни нашей.

«Когда я впервые стрелял в человека, я не испытывал никаких эмоций. Все чувства просто растворились в суматохе боя. Дал короткую очередь – бородатая голова в чалме дернулась и скрылась за камнем. Как мишень в тире. Через пару минут рванули вперед. Пробегая, я оглянулся на убитого душмана. Мне и раньше доводилось видеть убитых. И наших, и ихних. Но этот, с дыркой в голове, был мой. Я убил человека. Потом были и другие, но этого, первого, я не забуду никогда. После того боя мне было плохо. Муторно на душе, тошно. Предложили «травы» – слава Богу, отказался!»

* * *

Пришла женщина в черном. Просила отпеть сына-самоубийцу. Батюшка спросил, как это произошло. Оказалось, что ее сын подорвал себя гранатой вместе с врагами, не желая попасть в душманский плен... Сердце подсказывало ответ, но отправил ее за советом к епархиальному архиерею. Владыка благословил отпевать. Один из собратьев сказал батюшке, мол, не стоит такого отпевать – мол «и в плену люди живут». Батюшка ничего не ответил. Стоило ли рассказывать человеку, сидящему в теплом кресле об ужасе афганского плена?

* * *

1992 год. Видел в Лавре двух казаков. Первый был немолод. Лихо закрученные усы, хитроватый бегающий взгляд. Весь в лампасах, аксельбантах, немыслимых золотых погонах с обилием звезд. Явно пошитая на заказ форма. Гроздья каких-то непонятных наград «за ледовое побоище».

Второй был проще. Форма из советской парадки. Погоны с сержантскими лычками и споротыми буквами «СА». На груди советская медаль «За отвагу», о происхождении которой красноречиво говорил багровый рубец на лице хозяина. Совсем молодой с седыми висками и глазами старика.

Долго смотрел им в след – старому скомороху и молодому ветерану.

* * *

Старец Паисий Святогорец рассказывал о некоем монахе, радовавшемся, что самолет похож на Крест, плывущий по небу. Современные Стелсы (истребитель-бомбардировщик F-117A и стратегический бомбер B-2) похожи на бесов... Да и вертолеты уже больше не похожи на добрых железных стрекоз. Демоноподобие...

* * *

Восемьдесят процентов боевых потерь – по своей вине. Чего-то недоучил, недосмотрел, не отработал, не учел. В остальных двадцати твоей вины нет – просто Господь призвал.

На войне принимают Божию волю – смерти не ищут и от смерти не прячутся.

* * *

«Историки когда-нибудь будут долго спорить, правы ли были тогда политики. Эта война стала нашей болью, нашим позором. Но она стала и нашей гордостью, нашей славой – ибо ее прошли лучшие сыны Отчизны».

Эти слова стоит написать на памятнике
«СОЛДАТУ ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ».

 

Ранее опубликовано:

Отрок.ua. 2003. №2 (2).

Дата публикации:

22 июля 2007 года

Электронная версия:

© Игумен Валериан. ЗнПД, 2008

Православный молодежный форум