Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Сайт игумена Валериана (Головченко)
o-val.ru: Игумен Валериан
Начало сайта / Записки на полях души
Начало сайта / Записки на полях души

Записки на полях души

Статьи

Проповеди

Слова

Разное

Фантастика

Доброе

Семинария

Записки на полях души. №4 (23)

Игумен Валериан (Головченко)

Самый главный экзамен

Весь мир – одна огромная аудитория, в которой люди-абитуриенты сдают вступительный экзамен в Рай. Туда нет «конкурса»: Бог хочет, чтобы каждый был зачислен. Все задания, данные нам на этом экзамене, выполнимы. И лишь от нас зависит, справимся мы с ними или нет.

Можно и нужно пользоваться учебником – Библией. Причём самый важный раздел – Святое Евангелие. Всякий это знает, ведь ему не раз уже говорили об этом. Кроме того, можно воспользоваться и чужими конспектами – ведь святые люди не только успешно сдали этот экзамен, но и оставили нам свои тетрадки с решением даже самых трудных задач. Впрочем, задачи все типовые. Меняются лишь частности. Суть всегда остаётся неизменной.

Некоторым Бог Сам подсказывает ответ по милости Своей. Но чаще просит более успевающих помочь своему ближнему. При этом обязательно зачтёт правильный ответ и тому, кому помогли, и тому, кто помогал другим.

Бог никогда не даёт нам задачек, с которыми мы не смогли бы справиться. Он никогда не предложит тому, кто явился на экзамен без линейки, рисовать сложные фигуры.

Видя нашу ошибку, Бог указывает на неё, как бы говоря: «Подумай хорошенько! Тут ты ошибся – постарайся это исправить. Я ещё даю тебе время». Такими мы и сдаём свои работы – в них куча исправлений. Что-то перечёркнуто переменой своей жизни и переписано заново. Что-то стёрто ластиком покаяния. Нет никого, кто бы написал всё сразу начисто без помарок.

Люди ведут себя на этом экзамене по-разному.

Один постоянно сетует на неудобство парты, немодное кресло, отсутствие настольной лампы и ручки с золотым пером. Всё время экзамена только тем и занят, что обустраивает свой рабочий уголок. А когда прозвенит его звоночек, он лишь имя своё впопыхах написать успеет. Так и уходит с экзамена, не выполнив ничего и оставив лишь груду бесполезного хлама. Ведь «обустраиватель», пришедший на его место, всё равно начнёт поиск нужного ему барахла заново. Помоднее и посовременнее.

А вот некто вскочил, и, крикнув Богу: «плевать я хотел на Твои задачки!», самовольно ушёл из аудитории, громко хлопнул дверью. От Рая он отказался сам. Хотя его и предупреждали о том, что всем непоступившим уготована незавидная участь.

Человек нерадивый и беспечный пишет свою экзаменационную работу небрежно и неаккуратно. Мол, «и так сойдёт»! Неровные каракули его жизни – как вызов Богу, как неуважение к Тому, Кто даровал потенциальную возможность попасть в Рай.

А бывают работы, в которых всё «чистенько и аккуратненько», но ни единого истинного слова, все ответы – неверные! Хотя ведь говорили ему не раз: «Здесь у тебя ошибка! Исправь, перепиши!» А он лишь отвечал надменно: «Буду я ещё зачёркивать да исправлять! Зато моя работа самая чистая будет. А правильно только так, как думаю я сам! И все ваши святые конспекты мне не указ!» Такого «чистописателя» обычно именуют еретиком.

Для каждого на этом экзамене звонок звенит в своё время. Не раз и не два попросит тебя Бог: «Проверь свою работу ещё разок. Постарайся исправить ошибки». И лишь тогда, когда ничего толкового ты больше не напишешь и никаких своих ошибок больше не разглядишь, Он принимает твою работу.

Иногда бывает, что Он, зная способности каждого абитуриента, зачисляет в Рай человека, который едва переступил порог этой аудитории. Или, напротив, с порога заворачивает хулигана, который и сам ничего путного не сотворит, и другим мешать будет. А так и для хулигана надежда остаётся – ведь гадостей другим он сотворить не успел.

По милосердию Своему Бог завышает нам оценки! Он очень хочет каждого подтянуть к «проходному баллу». Он всегда готов помочь каждому требующему помощи. Вот только люди сами отказываются от этого. А ведь им стоит лишь попросить об этом искренне, помолиться Ему. Но по гордости и самонадеянию они сами отвергают Его помощь. Или просто не желают замечать Его присутствия. Ведь тогда придётся вести себя хорошо?

И вот тут Бог нас не неволит! Он дал каждому полную свободу выбора. Хочешь – используй время для решения своих задачек. А хочешь – наблюдай, как там, за окошком аудитории, какой-то «рогатый персонаж» строит смешные рожи или советует тебе треснуть соседа по голове пеналом. Выбор всегда останется за тобой.

Кстати, этот «рогатый» охотно подсказывает ответы на задачки. Но ответы неверные! Послушаешь его – ошибёшься. Ведь он-то знает, что если в Рай тебя не возьмут, то тогда ты попадёшь к нему в рабство. Вообще тот, кто часто слушает советы рогатого во время этого экзамена, уже становится его слугой. И заранее готовит себя к рабскому ошейнику, приготовленному рогатым обманщиком.

Бог очень не хочет, чтобы люди становились рабами коварного лжеца. Но даже для тех, кто уже попал в его когтистые лапы, остаётся надежда. Надежда на то, что все принятые в Рай и сидящие в аудитории попросят Бога не выгонять обманутого лукавым абитуриента во тьму кромешную: «Мы все вместе готовы его на поруки взять, если хоть какая возможность есть!»

Да и для ближних наших, что рядом с нами свои экзаменационные работы пишут, тоже помощи у Бога просить нужно. Если даже сам ничем ближнему помочь не можешь, то хоть у Бога помощи ему попроси. Бог всё слышит и обязательно поможет – ты лишь проси Его, не умолкай!

Не видело того око...

Наше представление о Рае – лишь блёклое подобие того, что такое Рай Божий на самом деле. Не хватает человеческих слов и чувств для того, чтобы выразить невообразимое. Это как если бы слепорождённому стали объяснять разницу между синим и жёлтым цветами.

Что если прекрасный храм во всём его внутреннем и внешнем благолепии попытается изобразить трёхлетний малец? Результат: «будочка с окошком и крестиком на крыше». Неровные линии цветного карандаша на листике из тетрадки. Разница между оригиналом и рисунком ребёнка весьма ощутима, хотя основная идея передана верно – не перепутаешь.

Человек духовный в своём понимании Рая подобен художнику, нарисовавшему тот же храм. В меру своего опыта он более-менее точно передаст и форму, и цвет на холсте. Но это – его «авторское видение», субъективное восприятие. Картина хоть и даст представление о храме, но очень уж неполное.

Когда же святые Отцы, богословы и Учителя Церкви говорили и писали о Рае, то были подобны хорошим архитекторам. Тут тебе и «фасадные планы в масштабе вычерчены», и «колоры отмечены», и «иконы обозначены»... И даже «коммуникации подведены». Всё, в принципе, понятно. И всё же, даже самый грамотный чертёж – это ещё не храм!

Лишь покинув этот мир, осознаём мы то, что уготовал Бог любящим Его. «Ух ты! Вот это да!» – даже эти слова восторга не в силах будем произнести, воззрев на подлинное торжество любви Творца к сотворённому Им человеку.

Потому и стоит попытаться ещё здесь искоренить в себе все те пристрастия и греховные проявления души, не победив которые, мы просто не сможем там находиться. И как обидно будет неисправленному сердцу сознавать, чего лишилось оно, предпочтя временное удовольствие вечному счастью.

Код недовинченных

Книга Дэна Брауна и снятый по ней фильм подобны матерному слову, написанному безумцем на стене храма. Ни храм от этого не умалится, ни благодать в нём не оскудеет. А сей «рукописный шедевр» сможет засвидетельствовать не о некой «тайне», а лишь о невежестве и пошлости его автора.

Брауновское изображение Христа – кривое зеркало, уродующее образ Божий. А уж какой образ Христа милее для нас, зависит от чистоты нашего сердца. Если сердце чисто, то и отражается в нём Христос евангельский, Тот, Которого знали и о Котором писали авторы четырёх Евангелий. Тот, Который изображён в храме на иконе. А лукавое сердце всегда и во всём ищет подвох и ложь, ибо само лживо. Вот и злорадствует оно оттого, что Святость Божия ставится браунами под сомнение.

И задолго до Дэна Брауна находились те, кто в погоне за славой или за деньгами пытался вытереть ноги о святость. Раньше это воспринималось как вызов кичливого невежества и хамства всему разумному и доброму. Сегодня это, к прискорбию, становится «модным». Это уже не шокирует общество, не воспринимается как плевок в лицо. Люди охотно читают и перечитывают тома браунов, ни разу в жизни не потрудившись прочитать хотя бы одно из четырёх Евангелий. Чем чаще подобное будет происходить, тем ощутимее будет зловоние гниющих человеческих душ.

Духовидение

Одного батюшку однажды спросили:

– Батюшка! А вы демонов когда-либо видели? А Ангелов?

– Довольно того, что я вижу людей. И демоны, и Ангелы проявляются очевидно в их поступках.

Оскудевающее Восполняющий...

Когда нашу душу и тело одолевают немощи, стоит лишь вспомнить о всемогуществе Божием.

Часто нам не хватает сил. Но Бог – Всесилен! Пусть Он станет твоей силой, тем более, что Сам пообещал это всем уповающим на Него.

Порой нам не хватает разума и рассуждения. Но Бог – Премудр! Он – необъятный Сверхразум. И всегда готов восполнить Своей премудростью недостаток человеческого ума. Стоит лишь всецело доверить себя Ему.

А подчас нам не то что любви, а, как говорится, даже «зла не хватает». Но Бог – Сам есть Любовь! Попроси Его искренне, и Он до краёв наполнит твоё сердце любовью к каждому без исключения человеку.

Однажды в детстве

В детстве меня не крестили. Наверное, опасались гнева гипсовой головы Дедушкиленина.

Когда мне было 4 года, мы зашли с бабушкой в недействующий храм, превращённый в музей. Внутри было много позолоты и икон «про Святых». Там было красиво. Резные воротики в стенке с иконами были распахнуты настежь. Мне подумалось, что мы очень удачно пришли – наверное, не каждый день их открывают. Может, только в самый главный праздник. На Первомай, может быть? Но праздника не было. На улице была зима и холодно. И Новый год – только через «сколько пальцев на руках?»

За воротиками был красивый стол. А на нём стояла маленькая золотая церковь! Наверное, эта штука очень важная и секретная, если её держат на таком столе. Там, наверное, попы хранили Самое Главное.

– Бабушка! А за теми воротиками Рай? Вот бы туда попасть!

– Нет, Вовчик. Там Алтарь – такое святое место в церкви...

Мне вдруг пришло в голову, что если Бог есть, Он вдруг возьмёт и пройдёт прямо сейчас где-то там, в Алтаре. Но этого не случилось...

Вместо ожидаемого мной Бога внутри Алтаря прошла какая-то жирная тётка. Тётка работала в этом музее, была одета в несвежий чёрный халат. И, громко хрустя, грызла яблоко. Мне почему-то подумалось, что это очень нехорошо и неправильно! Ну не может быть подсобки для веников там, где на красивом столе стоит золотая церковка!!! И тётки там яблоки жрать не должны!

Тогда я ещё ничего не знал о Еве. Это был просто первый стук в моё сердце милостивого Бога. А через четырнадцать лет Он постучался настолько громко, что не открыть Ему я просто не смог...

Откровение помыслов

Лучшим лекарством от уныния является откровение помыслов. Про то и святые Отцы писали. Вот только делать этого мы совершенно не умеем! Мы внимательно прочитали об этом в толстых святоотеческих книгах, но на практике творим совсем иное. Придя к священнику, мы с грустной физиономией давим из себя слезинку и пытаемся рассказать весь бред, который посетил нашу голову. В результате исповедь превращается в почти полное повторение всех прилогов, которыми смущали нас бесы. Ах, как «благочестиво» мы изливаем душу! Нам ведь так хочется показаться правильными, вместо того, чтобы быть искренними!

Нас больше волнует то, что подумает о нас духовник. И гораздо меньше смущает то, что ведает о нас Бог.

Духовник – как унитаз. Не стесняйтесь периодически выливать из души свои помои. А то всё льёте лимонад, боясь испачкать белый фаянс.

Не бойся! Расскажи то, что действительно наболело. И не усердствуй в подбирании умных слов. Просто будь честным!

Разница

Одна тётенька как-то пожаловалась:

– Ездила в один женский монастырь. Так там две монашки так ругались между собой – вот тебе и вся святость!

– Так они же ещё не святые, а только стремятся к этому.

– Тоже мне «стремятся»! Больше в церковь не пойду, нет никакой разницы – и там, и здесь одно и то же.

– Разница в том, что эти «две монашки» никогда не вспомнят о том, что видели ругающихся мирян...

Монахи

Монахи – очень плохие люди. Но от всех прочих негодяев их отличает то, что они о себе это знают. И всеми силами стараются с Божией помощью исправиться!

 

Ранее опубликовано:

Отрок.ua. 2006. №4 (23).

Дата публикации:

26 сентября 2007 года

Электронная версия:

© Игумен Валериан. ЗнПД, 2008

Православный молодежный форум