Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Сайт игумена Валериана (Головченко)
o-val.ru: Игумен Валериан
Начало сайта / Записки на полях души
Начало сайта / Записки на полях души

Записки на полях души

Статьи

Проповеди

Слова

Разное

Фантастика

Доброе

Семинария

Записки на полях души. №7 (18)

Игумен Валериан (Головченко)

Прощение и общение

Порой бывает, что простить обиду очень трудно. Но, даже пересилив себя и простив от всего сердца, продолжать общаться с человеком не тянет.

Не следует путать прощение и общение. Прощать человека нужно от всего сердца, ведь так нас учит Бог. Однако порой бывает так, что, даже не имея в сердце зла или неприязни, мы опасаемся дальнейшего общения с кем-либо. Но ведь общаться и дружить никто не заставляет. Следует вспомнить, что одиночество порой менее страшно, чем принудительное общение. Отказ от общения не есть нечто противное нравственности православного христианина. Ведь даже Церковь в исключительных случаях прерывает общение с некоторыми людьми. Это именно тот случай, когда некто становится тебе «как язычник и мытарь», по слову Христову.

Но в нашем случае речь идет вовсе не о прегрешениях против Веры или Церкви, а о обычных «человеческих» грехах. Как поступать?

Многие духовники советуют воздержаться от общения с кем-либо, если подобное общение может быть пагубным для души. Причем пагубным не только для тебя, но и для кого-то. Бывает, советуют воздержаться от общения если не навсегда, то на какой-то срок. Получив такое благословение, следует по возможности уклоняться от встреч. Но как быть, если полностью избежать встреч невозможно? Если почти ежедневно приходится встречаться на работе, на учебе, во дворе?

Выход есть. Следует:

  1. Не превращаться в буку! При попытке «персонажа» пообщаться с вами, сохраняйте благодушие и спокойствие. Вежливо и тактично отвечайте на вопросы. Но не позволяйте втягивать себя в разговор, не провоцируйте продолжение беседы. Человеку всегда можно тактично дать понять, что общение с ним просто не входит в ваши планы. Умейте сказать «Нет»! Стремитесь к тому, чтобы вынужденное общение было максимально конструктивным и деловым;
  2. Избегайте разговоров тет-а-тет. Старайтесь, чтобы «вынужденное общение» происходило в присутствии кого-либо;
  3. Любую попытку «персонажа» работать на зрителей и хамить, спокойно и с улыбкой пресекайте: «Пожалуйста, не кривляйтесь!», «Будьте добры воздерживаться от хамства (от личных оскорблений, от интимных подробностей)!»;
  4. Если это будет правильно воспринято окружающими, старайтесь обращаться к «персонажу» на «Вы», будьте подчеркнуто вежливым, но без вычурности и манерности.

Но обязательно простите человека от всего сердца.

А можно ли молиться за «персонажа»? Не только можно, но и нужно. Следует помнить, что у Бога – океан милости! Однако следует соблюдать некую осторожность, чтобы эта молитва не была прелестной, излишне чувственной, страстной. Ведь всегда существует опасность, что такая молитва будет наполнена всем чем угодно: гневом, эротизмом, своеволием, гордыней. Но не христианской любовью. Поэтому достаточно краткой молитвы «в простоте милостивого сердца»:

Боже! Имиже веси судьбами спаси раба Твоего (имярек)!

И больше не возвращайтесь вспять! Живите, спасайтесь во Христе!

Бесстыжая книжка

У одного человека была бесстыжая книжка. Иногда он доставал ее из шкафа. И с упоением втайне читал и разглядывал непристойности.

Но однажды приснилось ему, что он умер! Видит, как бы со стороны, что лежит он дома на столе. Тут и родные со знакомыми подоспели – обмыть, обрядить. Ну и добро его поделить меж собою. Давай они по шкафам лазить – кто пиджак себе присмотрел, кто ботинки. Ну и книжку бесстыжую сразу нашли. Все ужасно смутились, стали глаза отводить. И каждый подумал, как бы вслух: «Надо же! Вот уж от кого не ожидали! Нам-то он таким честным казался, правильным. Слова какие хорошие говорил».

Проснувшись в холодном поту, человек поспешил выбросить бесстыжую книжку. А еще подумал о том, сколько еще таких «книжек» лежит на потаенных полках его души. Что будет отвечать он в тот День Господень, когда «каждого деяния обнажатся». Не услышит ли он тогда от стоящих рядом: «Надо же! Вот уж от кого не ожидали...»

Мелкими группами

Однажды китайцы смекнули, что в войне им Русь не одолеть. И стали «просачиваться» через границу мелкими группами. По четыре, по четыреста, по четыре тысячи человек.

Когда диавол понимает, что на великое падение человека не соблазнит, то начинает влазить в нашу душу мелкими ежедневными грехами. По четыре, по четыреста, по четыре тысячи...

В говне брода нет!

Однажды я вступил в собачью какашку. Казалось бы – лишь ботинок замарал. Только ни в автобус, ни в магазин, ни в гости не зайдешь, пока ботинок не вымоешь – воняет! Ведь для того, чтоб от тебя пахло нечистотами вовсе не обязательно погрузиться в них по горло.

Так и наши грехи. Не обязательно погружаться «во все тяжкие». Достаточно мелких грехов, чтобы «пахнуть» ими.

Миссионерство

Когда кто-то пытается противопоставить современному православному миссионерству прп. Серафима или Оптинских старцев, то не лишне напомнить ему о сотнях неведомых нам, но ведомых Богу православных миссионеров. Тех самых, которые своей «миссией» в приватных беседах и на светских собраниях направляли страждущие и отчаявшиеся души за советом и утешением к прп. Серафиму и старцам...

Очень здорово дружить с себе подобными и заниматься восхвалением друг дружки. Но тогда Святым апостолам следовало бы сидеть в Иерусалиме и общаться лишь между собой, никому не благовествуя. А они почему-то разошлись по всему миру, чтобы рассказать о распятом и воскресшем Боге! Сегодня нам предстоит рассказать о своей вере тем, кто ничего о ней не знает. Лучшая форма проповеди – это собственная добродетельная жизнь во Христе Иисусе.

Общаться с неверующими нужно потому, что Бог часто приводит человеков ко спасению через проповедь и общение с человеками. Нужно лишь помнить о том, что миссионерство – путь непростой и небезопасный. В учебнике по физике как-то вычитал, что сила действия равна силе противодействия («Яблоки не падают на голову Ньютона, если Ньютон не бьется головой об яблоню»). Не только миссионер воздействует на мир, но и мир пытается изменить миссионера, зачастую – искалечить его. Если отбросить помощь Божию, подаваемую нам через частые Исповедь и Причащение, то можно очень быстро обмирщиться, деградировать духовно. Об этом нужно помнить всегда и искать свои силы в Господе нашем.

«Господи! Сколь немощен я, многогрешный, столь силен Ты, Всемогущий. Сам буди Силою моею. Аминь».

Защитник веры

Ты прошел «Курс молодого бойца» (оглашение, катехизация), принял «Присягу» (Крещение). Тебе давали «пострелять на полигоне из различных видов оружия» (задавали вопросы на занятиях). Несколько раз проводились «тактические учения» (моделировались диалоги, диспуты). Но настоящим бойцом ты станешь только на войне! Вполне возможно, тебя ранят. И не раз. Ты научишься лечить свои раны. Простые царапины будешь зализывать сам. Ранения посерьезнее потребуют помощи доктора (духовника). Наиболее тяжелые ранения придется «лечить в госпитале» (пожив пару неделек или лет в монастыре). Неплохо знать карту местности, тактику противника, свое и чужое вооружения. Только так ты можешь стать Защитником Православия.

Но главное – укреплять свою душу. Не позволять грехам проедать дырки в твоей броне.

«Кто не знает своего врага – обречен на поражение. Кто знает своего врага – может победить. Кто познал себя – уже победил».

Освящение

Как-то предложил одному знакомому батюшке освятить пару квартир. При этом намекнул, что хозяева – люди «далеко не бедные». И заплатят, и ухлебят по полной. А он вдруг разумирался: что за люди, я их не знаю и т.п. Стал допытываться, мол, исповедуются ли, причащаются ли, как посты соблюдают и сколько поклонов кладут. Попытался объяснить ему, что народ «нулёвый». А будут они настолько святыми, насколько он подвигнет их к этому. Но уговоры были без толку. А мне вдруг вспомнилась совсем иная история.

Однажды другого батюшку попросили освятить квартиру в том же доме, где он проживал. Тут бы по-соседски согласиться и всех дел. Смущало батюшку лишь то, что хозяйка квартиры была «женщиной свободных нравов». Проще говоря – валютной проституткой. Но «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6, 37) подумалось батюшке, и он согласился. Лишь посоветовал хозяйке приобрести иконы Спасителя и Богородицы, чтобы хоть что-то указывало на христианское жилище.

А через месяц у этой барышни остановился ее «постоянный клиент», бизнесмен из Германии. Когда он, формальный лютеранин, увидел православные иконы, то заявил, что всегда с большим уважением относился к «Ортодоксише Кирхе». А потом вдруг вспомнил и о своей душе. Начал плакать и заявил, что живут они неправильно, греховно. А надо жить по Закону Божию. И сделал хозяйке предложение! Это был тот шанс, который послал ей милостивый Господь, и отвергнуть его было невозможно. Вскоре они расписались.

Уже проживая в Германии, бывшая блудница стала захаживать в православный храм. Сначала просто поставить свечку, а после и на Исповедь и Причастие. Во время очередного приезда этой пары в Украину, они решили повенчаться. Поскольку формальное лютеранство немцу порядком надоело, он с радостью принял Православие, для которого вполне созрел. Сейчас эта благочестивая семья – ревностные прихожане одного из православных храмов в Германии. Растят двоих близнецов.

А ведь началось с «формального» освящения квартиры...

Цареубийство и мы

Лично я считаю, что в цареубийстве, вернее, в сопричастности к нему, каяться надо. Когда я осознал это, то немедленно поспешил на исповедь. Где и признался в том, что одобрял убиение последнего российского самодержца. Я припомнил свои насмешки и общесовковую радость от расправы над монархическим строем и тому подобные грехи. Я получил разрешение от них через духовника и искренне радовался, что Бог простил мою вину. Неужели той исповеди было недостаточно? Неужели только в регулярных массовых крестных ходах можно получить прощение от Бога? Начитавшись православного катехизиса и Закона Божиего, я пребывал в полной уверенности, что покаяние – вещь очень уж индивидуальная, интимная. «Грешим все вместе, а спасаемся по одиночке».

Я искренне переживал за тех моих родственников, которые не раскаялись в одобрении всенародного греха. Но еще больше переживал от того, что они не покаялись и в других своих маленьких личных неправдах.

Может быть, крестный ход – своеобразная форма проповеди? Может, люди, взглянув на идущих с хоругвями и иконой страстотерпца-царя, одумаются и поспешат покаяться в цареубийстве, заодно рассказав на исповеди о блуде, лжи, воровстве? Не думаю...

Если это проповедь, то почему никто не полюбопытствовал, какую реакцию она вызывает у «внешних»? У тех, к кому собственно адресована? Отвечу – крайне негативную. Утверждаю это хотя бы потому, что желающих влиться в крестный ход со стороны практически нет. Данное мероприятие скорее вызвано желанием показать самим себе, какие мы хорошие. Какие мы еще «ого-го»!

Почему-то вспоминается крестный ход со вновь обретенными мощами прп. Серафима Саровского. Люди, жившие в состоянии духовной спячки, пробуждались и вливались шествие, проходившее через их родные города и веси! К крестному ходу хотелось присоединиться, поучаствовать. Пройти вместе с богомольцами хотя бы километр.

В нынешних крестных ходах обыватели участвовать не хотят. Даже близко не подходят – боятся. Боятся быть обвиненными в «неправославии», если не отождествляют его с русским самодержавием. Боятся враждебности ультраправославных. Боятся тех диковатых плакатов политического толка, неизменно всплывающих над хоругвеносцами. Боятся напомнить отравленным ересью царебожия, что спасает Христос, а не самый святой царь.

Сколько бы не пеклись организаторы об отсутствии политических заморочек и плакатов у участников крестного хода, эти «сопутствующие товары» будут обязательно. Они уже как большие визитки. Без них – никак!

Идти будут долго, по пути теряя личный состав. «Отряд не заметил потери бойца», но пел не яблочко-песню, а молитвословия. Притом невнятно и вразнобой. Слова были неизвестны и непонятны прохожим, а нескладное пение мешало постигнуть их смысл. Зато вполне очевиден был смысл плакатов: «Долой ИНН!», «Штрих-код – метка жидовских раввинов!», «Православия не бывает без русского царя!» И десяток политлозунгов помельче. Короче, уже и не до покаяния – «Даешь! Даешь! Долой! Долой!».

Как хочется поучаствовать в крестном ходе! Настоящем! Когда мы впятером выйдем из дверей храма. Когда к концу улицы нас будет уже сотня. Когда людские ручейки сольются, по велению Божию, в многотысячную реку. Когда если не каждый второй, то хотя бы каждый двадцатый захочет хоть немного пройти с нами...

P.S. Господь внял мольбам! Молодежный крестный ход от Бородинского поля до Колоцкого монастыря навсегда запомнится участникам Международного православного фестиваля «Братья».

Ночная служба

Можайск. Бородинское поле. Тихая летняя ночь под воскресенье. Ночная литургия. Тихий свет свечей в руках, звезд на небе и огромной луны в облаках. Пение хора и вечные молитвы Бескровной Жертвы. Множество причастников – участников Международного православного молодежного фестиваля «Братья».

«Небо было столь близко, что мы трогали его своими сердцами»!

Диаспора

Отношение некоторых эмигрантов к храмовому богослужению является следствием той формы церковности, которая сложилась в диаспоре. Для многих представителей эмиграции храм стал скорее национальным клубом, чем местом молитвы. Людей там больше объединяет национальный менталитет, чем совместное духовное делание. Любимой молитвой уже давно стала «Молитва о спасении Родины», отодвинув на второй план вечное «Верую, Господи, и исповедую, яко ты воистину Христос...». Молиться о спасении далекой Родины (этакого «Изумрудного города» собственных грез) от всех реальных и придуманных зол гораздо легче, чем помолиться, скажем, о больном ребенке живущем в соседнем доме. Отсюда и громогласная пафосность и популизм суждений.

А противопоставление личной келейной молитвы храмовому богослужению часто свидетельствуют о гордыне. Не следует забывать, что ключевым моментом храмового действия является Евхаристия. Именно к ней направлено все происходящее в храме, именно она является кульминационным моментом службы. Причастие, единение с Богом и есть спасительный акт милосердия Божия в повседневной жизни христианина. Без этого даже самая протяженно-сложенная домашняя молитва будет попыткой Мюнхгаузена вытащить себя за волосы из болота. Совсем не уверен в том, что у большинства это пройдет так же успешно, как у знаменитого барона-фантазера.

Бабочка

В алтаре нашего храма регулярно зимуют бабочки! Впрочем, это легко объяснимо. Там все пропахло ладаном и их привлекают ароматические частицы, осевшие на стенах. Зимой бабочки «задубевают», а к Пасхе оживают, и я выпускаю их на волю. Так происходит уже несколько лет.

Милосердие

Рассуждая о милосердии люди слишком часто говорят о своем стремлении сделать кому-либо добро. И слишком редко хотят помочь кому-либо стать добрым.

Записки о записках

В редакции требуют новых работ. Писать не хочется, а надо. Но писать нечто назидательное, полезное, можно только от сердца. Когда это есть в сердце – будет и на бумаге. Когда в сердце нечто иное, на бумагу попадают лишь уродливые кляксы. Несколько раз пробовал писать лишь ради гонорара. Получалось столь гадко, что стало заметно всем. Ведь фальшь сразу бросается в глаза. Время на нее изводишь, а результата никакого. Но вновь звонит телефон, и ставший родным «голос редакции» сейчас спросит: «Когда будут готовы «Записки»»?

«Записки на полях души» не придумываются. Они рождаются в ежедневных скорбях и заботах. Наверное, «Записки» можно писать лишь в середине жизни. Это – как побывавшая в огне книга. Поля на страничках есть лишь в середине. В начале и в конце они совсем обгорели. Тут дай Бог сами «странички» души прочитать. Первые – чтобы не забыть, как все начиналось. Последние – чтобы помнить, чем все закончится.

 

Ранее опубликовано:

Отрок.ua. 2005. №7 (18).

Дата публикации:

22 июля 2007 года

Электронная версия:

© Игумен Валериан. ЗнПД, 2008

В начало сайта | Записки на полях души | Статьи | Проповеди | Слова | Фантастика | Доброе | Разное
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
О сайтеКарта сайтаКонтактыДрузьяРазместить рекламуПравовая информация
Православный молодежный форум